9:49
Автор: Рубрика: Человек и стресс 2 комментария

7 навыков высокоНЕэффективных людей. Чему действительно учат в общеобразовательной школе? Взгляд мамы старшеклассника

7 навыков высокоНЕэффективных людей. Чему действительно учат в общеобразовательной школе? Взгляд мамы старшеклассникаПривет всем! Школьный сезон в разгаре. Многие учителя, ученики и даже репетиторы уже выбились из сил: одним надо «гнать» программу, другим пытаться ее усвоить и не сойти с ума от нагрузок, третьим – «разжевывать» те гранитные глыбы науки, которые оказались «не по ученическим зубам». А зачем все это надо? Так ведь кому ОГЭ, кому ЕГЭ сдавать. А если пока не сдавать, все равно надо заранее готовиться к этому знаменательному событию – апогею школьной жизни. С первого класса.

 

Сейчас сын учится в 9 классе, и мне как маме старшеклассника есть, что сказать о школьной системе. Мое мнение и позиция может абсолютно не совпадать с вашими, но я основываюсь на анализе того, что и вижу и слышу уже много лет. Поклонников доктрины современной системы образования – просьба дальше не читать, поберечь нервную систему. Я серьезно. Тем, кто психологически устойчив и готов увидеть неприглядную правду, приготовьтесь, начинаем урок. Так чему действительно учат в школе?

7 навыков высокоНЕэффективных людей. Чему действительно учат в общеобразовательной школе? Взгляд мамы старшеклассника

Находиться в установленных рамках

 

Рамки – это действительно рамки, а не образное выражение. Школьная территория окружена забором. Сейчас школы побогаче отделяют школьников от окружающего мира забором повыше (ну знаете такие тонкие решетки зеленого цвета).

 

Школы – это такие «зоны», куда сгоняют детей, чтобы они находились под надзором педагогического состава, усваивали «нужные» знания и соблюдали все установленные требования. Форматировались, так сказать.

 

А теперь про рамки поведения в учебном заведении. Сами знаете: звонок на урок – для школьников, звонок на перемену – для учителя. Учитель имеет право опоздать на урок (у него причина всегда уважительная), ученик не имеет права опоздать на урок (почти никакая причина не признается уважительной). Где здесь логика и справедливость?

Читал на уроке чтения

Пришел в красной рубашке, в то время, когда все смиренно ходят в серых – вон из школы домой переодеваться, ты срываешь нам учебный процесс (это не шутка). Не вписываешься в рамки – обломаем, в смысле – перевоспитаем. Бегал на перемене? Давай дневник. Нарушил правила поведения на перемене. И родителям твоим пусть будет стыдно, что воспитали сорванца. На перемене нужно организованно выходить из класса. Младшим школьникам вообще лучше всего поиграть в шахматы или почитать книгу. А старшеклассникам аккуратным строем перейти в следующий кабинет. А не носиться по школе как оголтелые. Надо соблюдать порядок.

 

Не надо выпендриваться. Держите себя в рамках. Если учитель дал задание – нужно сделать именно то, что сказано в стандартном варианте. Не надо делать сверх этого, что-то изобретать, высказывать новые версии, строить гипотезы и, не дай бог, проверять их. В общем, показывать какой ты «умный» и «способный». Неформаты нам тут ни к чему. Будь как все. Знай свое место. Оставайся в рамках.

 

Казаться, а не быть

 

«Не важно быть, сумей прослыть и тогда повсюду ждет тебя почет, а забот – никаких и никогда». Это слова песни из кинофильма «Приключения Петрова и Васечкина.

 

Сейчас время самопиара. Этому учат с раннего детства. Презентации, пафосные выступления, конкурсы. Сделал доброе дело? Отчитайся во всех подробностях. Однажды я видела выступление ученика 2 или 3 класса, который представлял коллективную работу. Красочная презентация с кучей фотографий, пафосный внешний вид. Заученная пламенная речь. Отточенная. Наигранная так, что челочка колыхалась от энергичных киваний шеей, символизирующих усердие. Станиславский сказал бы: «Не верю!» Но все взрослые были очарованы. А тема презентации – помощь местным пенсионерам по доставке им родниковой воды.

Презентации — это школьное «все»

Помогли пенсионерам? Хорошо. Молодцы. Но зачем из этого делать шоу? Да и воду привезли пару раз, потом забыли. Ведь работу уже презентовали, показали себя «с лучшей стороны». А по факту – ничего не сделали.

 

Честно сказать, такое было и в советской школе. Мы тоже отчитывались о количестве бабушек, переведенных через дорогу и о том, сколько раз в неделю мы навещали ветеранов и помогали им. Никого не переводили и не помогали. Но отчеты делали. Липовые. Потому что – надо. Кому – руководству школы. Чтобы отчитаться «в вышестоящие инстанции». Просто сейчас бОльший упор на показуху и красочность представления информации, театральность.

 

Поговорите с детьми. Для многих хорошие оценки важнее знаний. Они отождествляют себя с оценками, дипломами, сертификатами, медальками, кубками. Зависят от них. Четверка или второе место – уже «отстой», а то и личная трагедия. Не зона развития и совершенствования (ну если уж так задевает ситуация). Детям и подросткам важно казаться перед другими успешными и эффективными. Даже если это не так.

 

Постоянно напрягаться, находиться в стрессовом состоянии и с детства приучаться к тому, что жизнь – трудная штука

 

Напряг начинается еще до 1 класса. В детском саду ребятам рассказывают, что скоро они станут школьниками, и им надо будет много учиться, стараться. В воскресной школе задают нехилые домашние задания, и вместо того, чтобы играть, шестилетка вынужден в течение недели что-то перечерчивать, выписывать и т.д. Потом у школьников появляется первый, и пока главный символ того, что жизнь – тяжелая штука. Называется портфель. Или рюкзак. Он весит несколько килограммов. Даже взрослым нелегко его поднять. Не знаю, как выдерживают это детские спины.

 

В нашей школе не разрешается бегать на переменах. Ученики начальной школы имеют право выйти в коридор и постоять или походить несколько минут, поговорить друг с другом. Учителя предлагают во время отдыха играть в шашки или читать книгу. Я сейчас не шучу. Я серьезно. А если после 40 минут урока вдруг нестерпимо захотелось побегать, чтобы сбросить напряжение, готовься к неприятностям: дежурный учитель заберет дневник, где оставит угрожающий коммент: «Бегал на перемене!»

Я разрешила сыну нарушить школьные правила

Сыну я сразу объяснила, что если ему захочется побегать – пусть бегает и не боится, что дневник заберут. А вы верите в то, что существуют такие роботоподобные школьники, которые аккуратно выходят из класса, не шумят, на переменах добровольно играют в настольные игры? Ага! Если детям не дают проявить физическую нагрузку между уроками, тогда они это время будут «сидеть в телефонах». Это намного «полезнее», чем бегать. И удобнее… для кого-то.

 

Каждый день школьник испытывает огромную нагрузку, которая складывается из многих факторов: несколько часов учебы в школе, потом выполнение домашних заданий, посещение разных кружков и секций (ладно, если они нравятся и интересны). Мое любимое – бесконечные школьные конкурсы в младшей школе, которые тоже напрягают.

 

И конечно, эта вечная страшилка для любого школьника: «Будешь плохо учиться – не сдашь ОГЭ/ЕГЭ» (нужное подчеркнуть). Этим пугают сразу, с первых классов. А что? Пусть не расслабляются! Не в сказку попали! Хотя именно в сказках герои напрягаются, испытывают стресс, но принимают верное решение, находят выход из ситуации, совершают нужные действия и добиваются успеха. А потом живут долго и счастливо.

 

Ненавидеть учебу

 

Спросите у десяти школьников, нравится ли им учиться, и восемь-девять из них ответят, что нет. В лучшем случае – семь. Почему? Потому что это сложно, не интересно, скучно, сильно напрягает, отнимает много времени и сил. Это ответы учеников. А если продолжить? Потому что школа навязывает непонятно кем установленные правила, что надо делать «так», а не «этак». Потому что кому-то прививает «синдром отличника» (если что, это болезнь на всю жизнь, если ее не лечить), а другим – «синдром неудачника» (у тебя все равно ничего не получится, и твои возможности ограничены).

 

Школа – это не только уроки, не только бешеная гонка материала, чтобы успеть выдать программу. Это еще и домашние задания. Бесконечные. Безразмерные. Бесчеловечные. Беспощадные. И, зачастую, абсолютно бессмысленные. Мало кто из учеников младших классов справится с домашкой за час. На самом деле, времени тратится гораздо больше. Дети устают, не понимают, что и как делать, просят помочь родителей. Те, бывает, ругаются. Некоторые помогают, но не всегда удачно, потому что учились по другим программам, и не в силах разобраться в современных задачках. В общем, огромные домашки напрягают всех. Как и многое другое.

Я вам че, Пушкин что ли?

Кто-то из учителей нацелен на то, чтобы привить интерес к своему предмету? Конечно, да. Но немногие. Большинство видят свою педагогическую задачу – выдать учебный материал в установленном объеме. А то, что его не понимают, его не интересно изучать, непонятно, как можно применить – это уже не проблемы школы. В учениках формируют ощущение себя «ты должен». Ты должен ходить в школу. Должен выполнять домашние задания. Должен вести себя соответственно учебному учреждению (мало ли что тебе на перемене побегать захотелось или посмеяться с друзьями в коридоре). А хочешь ли ты этого, интересно ли тебе это – никого не волнует. Надо ли удивляться, если в будущем вчерашние ученики не хотят обучаться дальше и развиваться?

 

Не выделяться, быть «форматом» и испытывать неуверенность в собственных силах

 

В школе нельзя высказать свое мнение, например, по поводу действий героя литературного произведения или по-своему проанализировать действия исторических персонажей. Вернее, сказать то можно, только учителя, в качестве представителей системы, сразу дадут понять, что ответ неправильный, и ученик не понял, «что хотел сказать автор», как нужно поступать, чтобы быть удобным и т.д. Одним словом: не надо быть «выскочкой». Придерживайся общепринятого мнения, и будет все ОК. Иначе балл будет снижен… иногда максимально. И другие неприятности обеспечены.

 

В школе любят подчеркивать какие-то промахи, ошибки. Обязательно красной пастой или вслух перед всем классом. Даже если классу попадает адекватный учитель, который умеет поддержать, поздравить с достижением, указать на прогресс, тех, кто будет акцентироваться на том, что не сделано, не получается, не идеально, будет большинство. Это система.

 

Иногда учителя, чтобы посмеяться над учеником, могут зачитывать вслух перед классом его ответы или сочинение. Все дружно хохочут, только автору почему-то не смешно. Ему больно или стыдно. Но кому какое дело до личных переживаний? Смотри, какой чувствительный нашелся! Мы «критикуем» для твоей же пользы! Знакомо?

Родителей в школу

Однажды меня вызвали в школу, и учитель отчитывала сына при учениках другого класса. Я молча смотрела на это представление, хотя понимала, что на моих глазах человека откровенно унижают (мы с ним потом проработали эту ситуацию). Учитель постоянно бросала на меня взгляды, ожидая увидеть горячую поддержку, но в моем лице увидела другое: молчаливую поддержку сына. А когда мы ее выслушали, и я заговорила, тетенька быстро «слилась», сняв в себя всю ответственность за пропавшую тетрадь с заданием (а домашка была, я сама ее видела накануне). В общем: опустили ниже плинтуса при всех, да еще обвинили в том, что не сделал работу и не сдал тетрадь (повторяю, я сама видела, что все сделано). Это, по-вашему, поведение взрослого адекватного человека? Учителя? Нет, нет и еще раз нет!

 

Да, забыла. В школе еще могут прилюдно обсуждать внешний вид: одежду, прическу и прочее.

 

Установке, что нельзя допускать ошибок, а нужно сразу все понимать и делать идеально

 

Представьте: первоклашка, склонившись над тетрадью, тщательно выводит буквы. От усердия может даже язык высунуть. Вдруг, случается «страшное»: рука дрогнула, и он делает помарку! Потом учительница проверит работу, увидит «грязь» или же аккуратно зачеркнутую карандашом исправленную буковку, и с осознанием собственной правоты, снизит оценку. Дети получают установку: «Ошибаться нельзя. Будьте любезны сразу все делать правильно и красиво. Иначе успеха вам не видать».

 

Представьте и другую ситуацию: малыш делает первые шаги. Неуверенно стоит, раскачивается, ноги его подгибаются, и он падает. У всех так было? У всех. Без исключения. Мы все начали ходить не сразу. Кто-то быстрее, кто-то медленнее, но период падения и повышения устойчивости был у всех. А потом что? Стали ходить и бегать. Нормально, уверенно.

Не школьные примеры

Или возьмем пример «из другой оперы». Например, вы хотите научиться печь торты. И чтобы они были вкусными и красивыми. Даже если вашу первую самостоятельную попытку нельзя будет назвать «полным провалом», то все равно, вы увидите и почувствуете, что где-то подгорело, тут не пропиталось, там потек крем и т.д. Ошибки будут все равно. Только после «энного» количества новых попыток и анализа ошибок вы получите торт весьма съедобный и достаточно красивый. И увидите, что еще есть, к чему стремиться.

 

А почему в школе по-другому? Почему система ломает возможность нормально развиваться, допуская ошибки и исправляя их? Почему делает упор на получение оценок, т.е. внешнюю мотивацию, а не на интерес к добыванию знаний? Дети больше боятся получить плохую отметку, чем что-то не узнать или не понять. Почему дети (особенно девочки) плачут, когда получают «четыре», а не «пять»? Потому, что знают: их наказали за ошибку. И дома родители будут ругать, что «не дотянул(а)», недостаточно старалась (старался), выбрал(а) не то решение, не так ответил(а) на вопрос.

Не позволять совершать ошибки — это ошибка

Мы привыкаем к тому, что ошибки – это плохо, стыдно, страшно. Боимся ошибаться и во взрослом возрасте. Именно поэтому совершаем много ненужных нам действий (например, работаем на нелюбимой работе и боимся искать другую) или вообще отказываемся что-то делать, например, создать свое дело (а вдруг не получится, и все будут называть меня неудачником?). Конечно, существуют области, где цена профессиональной ошибки – человеческие жизни, и они недопустимы. Это так. Но когда ошибки способствуют развитию мыслительных, творческих и других навыков, почему школьникам не позволяют совершать их как можно чаще, чтобы максимально отработать, пока они никому не навредят?

 

Делать «для галочки»

 

Уверена, вы много раз слышали фразу: «Главное – не победа, а участие». Ха! Вы уверены, что такая установка принесет пользу вашему ребенку? Представьте, что школьник не сдаст экзамен, а ему в качестве утешения скажут: «Не расстраивайся. Главное не победа. Главное – участие». Полный бред. Почему-то в этой ситуации фразочка не работает! Но когда речь идет, например, про кросс нации и другие бесполезные общественные мероприятия, на которые школьников «сгоняют», потому что нужна массовость – «галочки» становятся нормой.

Все дружно побежали

Если нет понятной цели, нет мотивации, то любое дело, в котором заставляют участвовать школьников – бесполезное и даже вредное, так как не позволяет развиваться критическому мышлению и личной ответственности. На кросс нации собирается толпа школьников и их родителей, потом эта толпа бежит несколько сотен метров, толкая друг друга. Далее раздаются какие-то сувениры (например, ручки или календарики), и все закончилось. Вопрос: как это мероприятие может разжечь детский интерес к занятиям спортом и здоровому образу жизни? И, между прочим, к здоровой конкуренции с другими, а?

 

Неоднократно наблюдались ситуации, когда вдруг в родителе просыпался «чемпион». И что получается? Взрослый начинает изо всех сил тянуть ребенка за руку, чтобы тот быстрее бежал, и обогнал Петю, Васю и других неудачников из класса. В толпе! Естественно, детские силы быстро падают. Дети иногда даже плачут. Хорошая мотивация, а? Или, наоборот. Ребенок хочет проявить себя, но ему надо бежать рядом с мамой, которая никуда не торопится, и, в итоге, результата нет. Но есть злость и разочарование. Интересно, что очень многие все этого не видят. Спят с открытыми глазами. Но ведь главное – не победа, а участие, так?

7 навыков высокоНЕэффективных людей. Чему действительно учат в общеобразовательной школе? Взгляд мамы старшеклассника

Неужели все так плохо? А есть ли в школе что-то интересное, хорошее, полезное?

 

Есть. Полезные темы некоторых предметов, например… Творческие или исследовательские задания (их очень мало). Отдельные учителя, которые еще не забыли о роли учителя в школе и которые умудрились не превратиться в терминаторов по подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ, натаскиванию их на то, чтобы правильно поставить значок в правильное место правильной пастой. Каникулы.

 

Я хочу, чтобы мой сын стал успешным и счастливым человеком. Но я прекрасно вижу, что школьная система «производит стандартный продукт»: в основном будущих наемных сотрудников низшего или среднего звена. Удобных «средних» людей, у которых на подкорке записано: «Мечтать не вредно» и «Мало ли что ты хочешь – перехочешь». Или потребителей, которые хотят «красивой жизни», но абсолютно не знают, как достигать целей. Или используют не те методы. А чего вы хотите для ваших детей? Какие навыки им бы точно пригодились в жизни?

 

Хотите, чтобы ваш ребенок стал эффективным и успешным? Помогите ему сделать первые шаги в этом направлении. Хотите сами стать эффективнее и успешнее, чем сейчас? Все в ваших руках.

 

Если эта статья вам понравилась и оказалась полезной — сделайте доброе дело, нажмите на кнопки социальных сетей ниже. Благодарю вас!

С уважением, мама старшеклассника

Наталья Реутова.

Хочешь получать статьи этого блога на почту?
2 комментария
  • Michael

    Неудовлетворительные итоги последней сдачи выпускниками российских школ единого госэкзамена (ЕГЭ) свидетельствуют о неэффективности прежней системы среднего образования. Об этом заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. 25% выпускников школ, как показала сдача ими ЕГЭ, не знают русского языка, не знают математики , — сказал Фурсенко в среду в Госдуме в рамках правительственного часа , отвечая на вопросы депутатов-коммунистов.

    2019-12-09 в 2:31 | Ответить
    • Наталья Реутова

      Спасибо за наглядное дополнение темы, Michael!

      2019-12-10 в 8:44 | Ответить
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: