Оглавление
Совсем недавно я сопровождала своего несовершеннолетнего ребенка на лечение в областной офтальмологический центр. Посещаем мы его регулярно в течение нескольких лет. В день поступления там всегда очень многолюдно, шумно, приходится тратить достаточное количество времени на ожидание у разных кабинетов, на оформление документов у лечащего врача, на диагностику и процедуры. Уже на следующий день там становится все тихо, спокойно и размеренно, но в понедельник…
В общем, в день нашего приезда все шло «как обычно». Взрослые в основном терпеливо ожидали «своей» очереди, читая, или общаясь друг с другом. Дети играли, рисовали, хотя некоторые постепенно начинали ныть и канючить: «Долго еще ждать? Я устал(а)». Тогда родители пытались занять малышей чем-то другим, а более старших призывали проявить сознательность и ждать. Привлекали внимание ребенка к тому, что «сейчас вот этот мальчик с мамой пройдет, потом вон тот, а потом мы». Получив хоть какие-то конкретные ориентиры, дети снова обретали надежду, что их ожидание все же закончится, и они смогут заняться своими более интересными делами.
Спокойствие, только спокойствие
За несколько лет посещения центра я привыкла к этой «понедельничной» картине. Однако в этот раз на фоне других резко выделялась одна женщина с откровенно недовольным лицом. Она нисколько не старалась скрыть свое отношение к происходящему, проявить понимание и терпение, ведь главная цель посещения центра: лечение ребенка! Скоро к недовольному лицу прибавились нервные жесты, а чуть позже она уже откровенно выражала свое недовольство и возмущение своей дочке (примерно 10 лет). Естественно, это слышали все окружающие.
Какой ужас!
Вся суть сводилась к следующему: зачем их послали в эту УЖАСНУЮ больницу, это вообще ХУДШАЯ больница из всех, какие она знает, тут просто ИЗДЕВАЮТСЯ над людьми и т.д. А когда ее дочка случайно наступила ногой на одну из бахил и порвала ее, раздражение, сменившееся гневом, обрушилось на дочь.
Получилось так, что в тот понедельник женщину с недовольным лицом я встречала несколько раз у разных кабинетов. И каждый раз она смотрела на меня так, будто предлагала присоединиться к ее возмущению, закидывала «удочки», бросая взгляды «надежды» в мою сторону. Возможно, она недоумевала, почему я спокойно стою и жду, когда моего ребенка позовут на очередную процедуру. Я боялась только одного: как бы натянутая струна не лопнула в моем присутствии, так как наблюдать сцену с незнакомой мне взрослой женщиной не входило в мои планы. Вскоре мой ребенок прошел все процедуры, и мы пошли с ним гулять. Больше эту женщину я не видела, хоть лечились мы две недели. Возможно, она не выдержала НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО к ней отношения или что-то еще. Возможно, ее ребенок остался без должного лечения. Однако хочется надеяться, что мы просто приходили в разное время.
Легко ли жить с недовольным лицом?
Вряд ли, потому что обладатели такого выражения в любой ситуации видят проблему, усугубляют сами для себя сложность происходящего, сгущают темные краски. Представляете, сколько недовольства и возмущения внутри человека, если даже все на лице «написано»? В ситуации, которая доставляет определенный дискомфорт (в данном случае это необходимость ждать в очередях) негатив «прорывается» жестами, интонациями, словами. А ведь по большому счету не случилось ничего ТАКОГО, чтобы портить себе настроение, подогревать в себе раздражение, распространять негатив вокруг. Понятно, что ситуация ожидания в больнице, где много таких же ожидающих не самая приятная, но и не самая катастрофичная, если учесть, что это вынужденная мера для лечения ребенка. В крайнем случае: не нравится – уходи, ищи более подходящий вариант. А если возникнет ситуация посерьезней этой, то что будет с этой дамой?
Мораль сей басни такова...
Зачем я все это рассказываю? Иногда мы так любим делать из мухи слона! Ну, или из хомячка. Не видим тех возможностей, которые у нас открываются или готовы открыться, а, наоборот, сосредотачиваемся на возникающих препятствиях, считая, что это «пипец» какой-то. А потом, кому хуже то? Людям с недовольными лицами, ибо они сами отсекают у себя возможность искать и находить положительные стороны ситуации. И еще, возможно, тем, кто рядом с ними оказывается. Потому что своим недовольством и раздражением можно «заразить» другого, а другой захочет заразить третьего, чтобы самому полегчало. Может, постараемся не усугублять ситуацию хотя бы там, где оно того не стоит? Вместо того чтобы зацикливаться на своем недовольстве и раздражении, стоит подумать, что изменится от того, что вы это чувствуете и выражаете? А если изменится – в лучшую ли сторону?
Может, стоит сделать что-то конкретное, чтобы снять это свое состояние, чтобы оно не срослось с вашей внешней оболочкой и не приклеилось к вам навсегда? В нашем случае, например, можно было выяснить, какой порядок существует в конкретном учреждении, есть ли альтернативный вариант места лечения и т.д. Накручивать себя в течение пары часов – стоит ли оно того? Какой в этом смысл? И учить этому же своего ребенка? А вы как считаете?
Забыла добавить, что в тот понедельник, дочка женщины с недовольным лицом, с удовольствием подхватывала мамину «песню» и вздыхала о том, зачем их сюда направили, и лучше сейчас уйти, а придти завтра, может завтра будет лучше. На что мать «обнадежила» ее, заявив, что завтра будет то же самое.
Занавес.
Наталья Реутова.